Решение Арбитражного суда Ульяновской обл. от 11.07.2014 по делу N А72-588/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.11.2010 N 06-328, от 25.11.2010 N 06-445, от 26.11.2010 N 06-455>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. по делу № А72-588/2013

Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 11.07.2014 г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи О.А. Лубяновой, судей Ю.Г. Пиотровской, Е.Е. Каргиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухеметзянова Э.Р.
рассматривает в судебном заседании дело по заявлению
Жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск,

о признании Приказов Министерства экономики Ульяновской области № 06-328 от 12.11.2010 г., № 06-445 от 25.11.2010 г., № 06-455 от 26.11.2010 г. не соответствующими нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими с момента принятия,
заинтересованные лица:
Министерство экономического развития Ульяновской области, г. Ульяновск,
УМУП "Теплоком", г. Ульяновск,
ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
УМУП "Городской теплосервис", г. Ульяновск,
Администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
при участии заместителя прокурора Ульяновской области А.А. Морозова,
при участии в заседании:
от заявителя - Павлов В.А., председатель Правления ЖСК "Комплекс", протокол от 31.03.2013, паспорт, Анисимова Л.И., доверенность от 09.01.2014, паспорт,
от Министерства экономики и планирования Ульяновской области - Артемьев Е.В., доверенность от 14.05.2014, удостоверение,
от УМУП "Теплоком" - Матренина С.Ю., доверенность от 09.01.2014, паспорт,
от ОАО "Волжская ТГК" - Форостяная И.В., доверенность от 25.04.2014, паспорт, Новиков Н.М., доверенность от 25.04.2014, паспорт,
от УМУП "Городской теплосервис" - не явились, извещены (уведомление № 782569),
от Администрации г. Ульяновска - не явились, извещены (уведомление 78260),
от заместителя прокурора Ульяновской области А.А. Морозова - Саликова И.Н., удостоверение

установил:

В Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление ЖСК "Комплекс" (с учетом уточнений от 27.03.2013 г. и от 27.11.2013 г.) о признании:
Приказа Министерства экономики Ульяновской области № 06-328 от 11.11.2010 г. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск" с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" не соответствующим Федеральному закону № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и недействующим с момента принятия,
Приказа Министерства экономики Ульяновской области № 06-445 от 25.11.2010 г. "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую УМУП "Теплоком", на 2011 год" не соответствующим Федеральному закону № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и недействующим с момента принятия,

Приказа Министерства экономики Ульяновской области № 06-455 от 26.11.2010 г. "Об установлении тарифа на горячую воду, поставляемую УМУП "Теплоком", на 2011 год" не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и недействующим с момента принятия.
Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерство экономики Ульяновской области (впоследствии переименованное в Министерство экономики и планирования Ульяновской области), УМУП "Теплоком", ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", администрацию города Ульяновска и УМУП "Городской теплосервис". В порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в настоящее дело вступил заместитель прокурора Ульяновской области А.А. Морозов.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2013 в удовлетворении требований жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск, о признании недействующими Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 г. № 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год", Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 г. № 06-445 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год", Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 г. № 06-455 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" на 2011 год" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.03.2014 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением от 28.03.2014 дело № А72-588/2013 принято к производству судом первой инстанции для нового рассмотрения.
Определение суда от 06.06.2014 произведена замена Министерства экономики и планирования Ульяновской области на правопреемника - Министерство экономического развития Ульяновской области.
Из материалов дела следует: Министерство экономики Ульяновской области Приказом от 11.11.2010 г. № 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год", установило одноставочный тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере 849,33 руб. без учета НДС.
Приказ опубликован в газете "Ульяновская правда" № 102 (22.972) 15.12.2010.
Министерство экономики Ульяновской области Приказом от 25.11.2010 г. № 06-445 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год", установило одноставочный тариф на тепловую энергию в горячей воде для населения в размере 1014,33 руб. без учета НДС.
Приказ опубликован в газете "Ульяновская правда", № 104 (22.863), 18.12.2009.
Министерство экономики Ульяновской области Приказом от 26.11.2010 г. № 06-455 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" на 2011 год", установило тариф на горячую воду для УМУП "Теплоком" от сетей ТУ ТС в г. Ульяновске, ОАО "Волжская ТГК" при осуществлении непосредственного производства горячей воды и оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в размере 72,68 руб./куб. м (без НДС).
Приказ опубликован в газете "Ульяновская правда", № 106 (22.976), 29.12.2009.
Жилищно-строительный кооператив "Комплекс" считает, что тарифы, установленные оспариваемыми Приказами, являются завышенными, нарушающими законные права граждан, проживающих в жилом фонде ЖСК "Комплекс", производящих оплату коммунальных ресурсов, и интересы которых представляет ЖСК "Комплекс" на основании Жилищного кодекса РФ, Устава ЖСК "Комплекс". Заявитель полагает, что оспариваемые Приказы приняты с нарушением требований:
- пункта 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, согласно которому расходы на топливо, включаемые в НВВ, определяются на основе, в том числе, нормативов удельного расхода топлива, дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики РФ по согласования с ФСТ, расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившейся за последние три года, нормативов создания запаса топлива, рассчитываемых в соответствии с методикой, утвержденной Министерством энергетики РФ по согласованию с ФСТ, при этом Министерство не применяло вышеуказанные данные при расчетах тарифов;
- пунктов 16 и 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, согласно которым регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Заявитель указал, что Министерством не выполнено требование о том, что к делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, при этом экспертное заключение регулирующего органа должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Заявитель считает, что Министерством не выполнены требования статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ, в соответствии с которым регулирование тарифов осуществляется с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов; решение органа исполнительной власти об утверждении тарифов, устанавливаемых на уровне ниже минимального уровня должны согласоваться с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Министерство экономического развития Ульяновской области не согласилось с требованиями заявителя, пояснив, что оспариваемые приказы Министерства экономики Ульяновской области каких-либо незаконных обязанностей на заявителя не возлагают, не создают ему препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку экспертами тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком" на 2011 год признан соответствующим нормам действующего законодательства, вывод экспертов о необоснованности тарифа на горячее водоснабжение является необоснованным, а экспертное заключение ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" от 28.10.2013 г. № 019/035-2013 не может быть признано допустимым, достоверным и достаточным доказательством для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела.
УМУП "Теплоком" выразило несогласие с требованиями и доводами заявителя, указав, что все расходы УМУП "Теплоком", учтенные при формировании тарифов, экономически обоснованны и документально подтверждены.
Администрация города Ульяновска считает, что требования подлежат удовлетворению.
ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" возражает против удовлетворения требований заявителя по изложенным в отзыве доводам. От ходатайства о проведении повторной экспертизы отказалось.
УМУП "Городской теплосервис" в отзыве от 12.12.2013 г. указало, что требования заявителя следует удовлетворить, и, среди прочего, указало на нарушение срока опубликования оспариваемого Приказа Министерства экономики Ульяновской области № 06-328 от 11.11.2010 г. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск" с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" (в силу части 4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 г. № 136-30 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области" нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней после дня их подписания, а согласно ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 г. № 136-30 официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета" или "Ульяновская правда").
Заместитель прокурора Ульяновской области А.А. Морозов поддержал требования и доводы заявителя.
Лица участвующие в деле отказались от проведения повторной судебной экспертизы.
Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
В данном случае суд считает, что оспариваемые приказы устанавливают размер и срок действия тарифов на тепловую энергию и горячую воду. Действие приказов распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, следовательно оспариваемые приказы являются нормативными правовыми актами и относятся к сфере экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Статьей 2 указанного закона установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей на даты принятия оспариваемых Приказов Министерства) установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что Ульяновский филиал ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" осуществляет теплоснабжение города Ульяновска тремя источниками: правобережной части города (Засвияжский, Ленинский и Железнодорожные районы) - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, левобережной части (Заволжский район) - ТЭЦ-2.
ТЭЦ - 1, 2 работают в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а ТЭЦ-3 в режиме котельной (в отопительный период). В летний период в правобережной части города горячее водоснабжение осуществляется от ТЭЦ-1. Система теплоснабжения работает по открытой схеме, с непосредственным водоразбором из тепловой сети. Сети, проложенные в правобережной части Ульяновска, соединены перемычками.
Охват теплоснабжением в Ульяновске от теплоисточников ОАО "Волжская ТГК" составляет 77% от общего теплоснабжения в городе.
ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 работают на единый контур, обеспечивая теплоэнергией потребителей Засвияжского, Ленинского и Засвияжского районов, ТЭЦ-2 обеспечивает теплоэнергией потребителей Заволжского района.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 12.11.2010 № 06-328 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя на период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
Согласно пункту 29.5 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребителей) рынке", утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, теплоснабжение потребителей осуществляется сеть (далее - система централизованного теплоснабжения (СЦТ)), могут рассчитываться на едином уровне.
На основании пункта 36 Методических указаний тариф (цена) продажи тепловой энергии от ПЭ (ЭСО) рассчитывается для всех потребителей (покупателей) данного ПЭ (ЭСО) или дифференцируется по СЦТ при условии раздельного учета расходов по каждой из них.
В соответствии с пунктом 72 Методических указаний при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы ЭСО на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно пункту 72.4 Методических указаний при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии (мощности) и ее передача, распределение и реализация производится одним юридическим лицом при условии ведения раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности: при расчете одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются совокупные расходы ЭСО.
Учитывая отсутствие в Методических указаниях возможности дифференциации тарифа на передачу тепловой энергии, Министерство при принятии оспариваемого Приказа от 12.11.2010 № 06-328 правомерно исходило из понятия общей тепловой сети как сети, принадлежащей (находящейся в пользовании) одной теплоснабжающей организации, а не как технологически единой системы.
Министерством при расчете тарифов учтены экономически обоснованные суммы затрат Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" на территории Ульяновской области на производство и передачу тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно нормам законодательства о теплоснабжении установление тарифов в данной сфере осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся у одной категории потребителей.
Соответственно, при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии (мощности) и ее передача, распределение и реализация производится одним юридическим лицом (ОАО "Волжская ТГК") регулирующим органом был утвержден единый тариф для собственных потребителей, относящихся к одной категории потребителей (население).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 № 06-445 установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" на 2011 год.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Согласно пункту 60 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, на розничном рынке для целей определения регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями другим энергоснабжающим (энергосбытовым) организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей, в отношении которых действуют положения пункта 59 этих Основ. Аналогичная позиция содержится в пункте 29 Методических указаний.

Как следует из пункта 72 Методических рекомендаций, совокупные расходы энергоснабжающей организации (ЭСО) учитываются при расчете одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности) только при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии (мощности) и ее передача, распределение и реализация производится одним юридическим лицом.
Следовательно, сложение тарифов на тепловую энергию и на услуги по ее передаче, установленных для двух разных хозяйствующих субъектов, является правомерным и не противоречащим закону и иным нормативно-правовым актам.
Согласно пункту 8 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Учитывая вышеизложенное, ОАО "Волжская ТГК" и УМУП "Теплоком", предоставляя обосновывающие материалы для утверждения тарифов, не располагали сведениями о затратах друг друга на осуществление регулируемой деятельности.
Соответственно, Министерство экономики Ульяновской области не располагало возможностью установления тарифа на тепловую энергию, с учетом производства тепловой энергии и ее передачи по сетям "Территориального управления по теплоснабжению в городе Ульяновске" ОАО "Волжской ТГК" и передачи тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком".
Довод заявителя о несоответствии оспариваемых Приказов требованиям пункта 22 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, и пунктов 16 и 17 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, в связи с отсутствием в тарифных делах материалов, предусмотренных названными нормами, противоречит требованиям пункта 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых Приказов). Пункт 10 указанных Правил установил, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность".
С учетом приведенной нормы суд считает, что обязательному представлению в регулирующий орган подлежат только перечисленные в ней материалы, тогда как материалы, перечисленные в нормах, указанных заявителем, являются дополнительными и могут быть истребованы регулирующим органом в порядке пункта 12 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
Материалами дела подтверждается, что перечисленные в пункте 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, материалы, представление которых является обязательным, находятся в тарифных делах Министерства, что видно из приложений к настоящему делу.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Волжская ТГК" для установления тарифа были представлены документы, предусмотренные пунктом 10 Правил. Какие-либо основания сомневаться в достоверности представленных сведений и проводить проверку их достоверности, реализуя право запрашивать дополнительные материалы, у Министерства не имелось.
Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.
Заявители не представили суду ни одного доказательства, не указали факты, подтверждающие недостоверность сведений, представленных Министерству для установления оспариваемых тарифов.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность предоставленных документов несет регулируемая организация. Так, частью 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
В целях исполнения подпункта 3 п. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации при установлении оспариваемых тарифов Минэкономикой фактически проводился анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, что подтверждается материалами дела (том 4 л.д. 92-145,). Итоги анализа основных технико-экономических показателей в ноябре 2010 года направлялись экспертами директору департамента по регулированию цен и тарифов Министерства одновременно с экспертным заключением по экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" на 2011 год для его итогового согласования.
При проведении судебной экспертизы на вопрос № 3 эксперт сделал следующий вывод: Формально при утверждении тарифов на 2011 все технологические данные, необходимые для производства и передачи тепловой энергии были учтены в соответствии с приказом ФСТ № 20-э/2. Однако, в материалах, обосновывающих тарифы, приведена некорректная информация. В заключении на вопрос № 11 эксперт сделал вывод: Обосновывающие материалы, предоставленные ОАО "Волжская ТГК" через арбитражный, суд некорректны и не могут быть использованы для принятия тарифа на поставляемую тепловую энергию в 2011 г. Тариф на тепловую энергию в горячей воде по расчетам экспертов ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" составил в 2011 г. - 754,78 руб./Гкал, что на 94,55 руб./Гкал ниже утвержденного приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 № 06-328. В заключении на вопрос № 14 эксперт указал: Представленные Арбитражным судом Ульяновской области документы от ОАО "Волжская ТГК" свидетельствуют, что в материалах ОАО "Волжская ТГК" необоснованно завышены статьи расходов на производство и передачу тепловой энергии на 94,55 руб./Гкал. Суд данные выводы считает необоснованными по следующим основаниям.
В связи с отсутствием утвержденных нормативов удельного расхода топлива на момент формирования тарифной заявки на 2011 (до 1 мая 2010 г.), ОАО "Волжская ТГК" запланировало удельный расход топлива в размере 174,8.кг.Гкал на основании расчетных данных планируемых объемов производства тепловой энергии и потребности в топливе (а не 176,8 кг. Гкал, как указано в заключение экспертов ООО "ЭСО "РЦЭ ПО").
На основании пункта 22.1 Методических указаний, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают топливо, определяемое на основе пункта 22 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктами 22 и 36 Основ ценообразования расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе цен на топливо, определяемых в соответствии с регулируемыми государством тарифами (ценами), а также официально опубликованными прогнозными рыночными ценами и тарифами, установленными на расчетный период регулирования.

Министерство при утверждении затрат по статье "топливо" на 2011 г. ОАО "Волжская ТГК" исходило из положений приказа Федеральной службы по тарифам от 10 декабря 2010 г. № 412-э/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)", согласно которому оптовые цены на газ составляют 2 806 руб./1000 куб. м. Для расчета цен на природный газ необходимо учитывать тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (приказ Федеральной службы по тарифам от 16 ноября 2010 г. № 308-Э/4).
Кроме того, с учетом макроэкономических показателей одобренных Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, изменений структуры, объемов и цен на топливо, используемого для производства тепловой энергии, в том числе за счет природных факторов, индекс роста цен на природный газ составлял 15%.
Регулируемая организация для утверждения тарифов представляет прогнозируемые расчеты, а Министерством рассматриваются и затем принимаются показатели с учетом именно прогнозных параметров социально-экономического развития Российской Федерации, которые были рассмотрены и одобрены Правительством Российской Федерации в сентябре 2010 года и приказами ФСТ России от 07.10.2010 № 243-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2011 год" и от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год".
Согласно п. 22.1 Методических указаний в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Суд считает, что вывод экспертов о завышении необходимой валовой выручки был сделан на основании фактических данных за период регулирования, что не соответствует методологическим принципам регулирования тарифов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5.2.3 Методических указаний, тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются в рамках установленных Федеральной службы по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Согласно, приказу ФСТ РФ от 7 октября 2010 № 243-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2011 год", минимальный уровень тарифа составил 557,33 руб./Гкал, максимальный уровень тарифа - 564,36 руб./Гкал (564,36 руб./Гкал - уровень тарифа на тепловую энергию принятый Министерством экономики Ульяновской области).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что тариф, рассчитанный экспертами в размере 529,1 руб./Гкал, противоречит нормам действующего законодательства.
Более того, в соответствии с пунктом 7 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если по итогам расчетного, в том числе долгосрочного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный, в том числе долгосрочный период регулирования.
Аналогичные нормы содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" от 22.10.2012 № 1075.
В заключении эксперта на вопрос № 8 экспертом сделан следующий вывод: стоимость электрической энергии в тарифе на тепловую энергию, утвержденном приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 № 06-328 соответствует фактической ее стоимости, используемой для расчета тарифа на тепловую энергию, согласно критериям, установленным действующим законодательством в сфере тарифов, и имеющихся материалов, однако имеются резервы снижения тарифа на 11,93 руб./Гкал. Суд данный вывод считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно экспертному заключению представленному в материалы дела, рост расходов по статье "энергия" на 2011 год по отношению к 2010 году (по виду деятельности "производство тепловой энергии" на 2011 - 36 637 тыс. руб., на 2010 - 31 858 тыс. руб., по виду деятельности "передача тепловой энергии" на 2011 - 28 352 тыс. руб., на 2010 - 24 654 тыс. руб.) составляет 15%, что соответствует Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 гг, принятым при формировании предельных уровней тарифов на 2011 г.
Согласно пункту 22.1 Методических указаний, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Суд приходит к выводу, что при проведении судебной экспертизы вывод экспертов о завышении затрат на электрическую энергию сделан на основании фактических данных за период регулирования, что не соответствует методологическим принципам регулирования тарифов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Ульяновская ТЭЦ-1 и Ульяновская ТЭЦ-2 производят электро- и теплоэнергию в режиме комбинированной выработки.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии. Электроэнергия, вырабатываемая Ульяновской ТЭЦ-1 и Ульяновской ТЭЦ-2, продается только на оптовый рынок электрической энергии. Электроэнергия, потребляемая ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 для собственных и хозяйственных нужд, используется собственного производства. Затраты на э/э для собственных и хозяйственных нужд ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 не заложены в тариф на производство и передачу тепловой энергии. Доказательства подтверждающее обратное суду не представлены. Ульяновская ТЭЦ-3 вырабатывает только тепловую энергию в режиме котельной. В связи с отсутствием собственных источников электрической энергии, для технологических и хозяйственных нужд ТЭЦ-3 и ТУТС используют покупную электрическую энергию с розничного рынка. Согласно пункту 22.1 Методических указаний, расходы по покупной электроэнергии УлТЭЦ-3 и ТУТС, включаются в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности ТЭЦ-3 и ТУТС (производство и передача тепловой энергии). В расчет НВВ на производство и передачу тепловой энергии, не включены расходы на электроэнергию ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.
Планируемый объем электрическую энергию для ТЭЦ-3 и ТУТС (20,8 млн кВт.ч) эксперты умножают на тариф электроэнергии, произведенной станциями ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (1120 руб./МВт - тариф рассчитан экспертами), что в итоге приводит к уменьшению затрат на электрическую энергию до уровня 23 296 тыс. руб. (20,8 млн кВт.ч * 1120 руб./МВт). Суд считает, что данный расчет является необоснованным, т.к. электроэнергия для ТЭЦ-3 и ТУТС приобретается с розничного рынка.
Выявление экспертами "неиспользованного резерва снижения тарифа по электроэнергии" в целях снижения тарифа на тепловую энергию, суд считает так же необоснованным (11,93 руб./Гкал). Затраты на покупную электроэнергию для ТЭЦ-3 и ТУТС (64 989 тыс. руб.) эксперты снижают за счет применения тарифа на электроэнергию ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (23 296 тыс. руб.), что является неверным (64 989 тыс. руб. - 23 296 тыс. руб./3494 тыс. Гкал = 11,93 руб. Гкал).
Таким образом, суд приходит к выводу, что расчет стоимости электрической энергии произведенный экспертами при проведении судебной экспертизы является необоснованным, и противоречит Основам ценообразования в сфере электрической энергии.
Вывод эксперта по пятому вопросу суд считает необоснованным по следующим основаниям.
Экспертами принимается в расчет неверное значение показателя "Полезный отпуск тепловой,энергии из теплосети" в размере 3 494 тыс. Гкал. Данная величина является отпуском в сеть, а не из сети, в связи, с чем расчет экспертов ставки на содержание сетей не соответствует Методическим указаниям.
Для проверки конечного тарифа (производство и передача тепловой энергии), рассчитанного Министерством экономики Ульяновской области, эксперты ООО "ЭСО "РЦЭ ПО", используют тариф на производство тепловой энергии в размере 564,36 руб./Гкал. Данный тариф установлен Министерством экономики для станций, работающих в режиме комбинированной выработки Ульяновской ТЭЦ-1, 2. Экспертами не учтен тариф Ульяновской ТЭЦ-3, что является неправомерно (564,36 + 271,6 = 835,96 руб./Гкал). Средний тариф на производство тепловой энергии, необходимый для расчета тарифа на тепловую энергию в горячей воде, рассчитывается исходя из объемов производства тепловой энергии станциями ОАО "Волжская ТГК" и соответствующих тарифов, и составляет 576,03 руб./Гкал. Тариф на тепловую энергию в горячей воде с учетом передачи тепловой энергии по тепловым сетям составляет 849,33 руб./Гкал = 576,03 руб./Гкал + 273,3 руб./Гкал и является корректным.
На основании вышеизложенного, тариф на производство и передачу тепловой энергии рассчитанный экспертами в размере 754,78 руб./Гкал (225,68 руб./Гкал + 529,1 руб./Гкал) является неверным.
По 10 вопросу эксперт делает следующий вывод: тариф, утвержденный приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 № 06-445 является необоснованным.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 № 06-445 установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" на 2011 год.
В соответствии с пунктом 57 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
- стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В соответствии с "Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", утвержденными приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э должны устанавливаться тарифы на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, и для потребителей, оплачивающих производство тепловой энергии (получающих тепловую энергию на коллекторах производителей). Для организаций, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии, регулирующие органы устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, для потребителей устанавливается конечный тариф на тепловую энергию, в котором помимо стоимости полученного указанным потребителем на границе балансовой принадлежности его тепловых сетей объема тепловой энергии должны быть учтены затраты всех сетевых организаций на передачу этого объема энергии потребителю, а также стоимость вышеназванных услуг. Данные тарифы применяются при расчетах с потребителями, оплачивающими производство тепловой энергии ОАО "Волжская ТГК", передачу по собственным сетям ОАО "Волжская ТГК", а также передачу тепловой энергии по сетям сторонних теплосетевых организаций, в том числе УМУП "Теплоком".
Таким образом, конечный тариф на тепловую энергию, представляет собой сумму тарифа на производство тепловой энергии с учетом ее передачи по собственным сетям Территориального управления по теплоснабжению в городе и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые УМУП "Теплоком".
Учитывая вышеизложенное, а также вышеприведенные обоснования по третьему и пятому вопросу судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что вывод экспертов о необоснованности конечного тарифа является необоснованным.
Оценив заключение экспертов общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" Васильева В.И. и Местан-заде Н.В. без даты № 019/035-2013 (т. 2 л.д. 128 - 169), суд выводы экспертов относительно неправомерного завышения Министерством тарифов признает необоснованным.
Как указано выше, перечисленные в пункте 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, материалы, представление которых является обязательным, находятся в тарифных делах Министерства, что видно из приложений к настоящему делу. Данное обстоятельство указывает на неправомерность выводов экспертов об отсутствии в тарифных делах Министерства обязательных материалов. Отсутствие в тарифных делах Министерства обязательных, по мнению экспертов, материалов, основано на неверном толковании экспертами положений пунктов 16 и 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 (исследовательская часть заключения № 019/035-2013 (т. 2 л.д. 141).
Таким образом, суд не может согласиться с выводами экспертов, содержащимися в ответах на 1-й и 3-й вопросы, об отсутствии некоторых обязательных отчетов и многочисленных неточностей в представленных ОАО "Волжской ТГК" материалах, и о наличии некорректной информации в материалах дела, обосновывающих тарифы.
В пункте 31 Методических указаний указано, что распределение расхода топлива тепловых электростанций между электрической и тепловой энергией, осуществляемое в процессе калькулирования расходов на производство электрической и тепловой энергии, производится в соответствии с действующими нормативными актами.
В пункте 10 "Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных" (Приказ Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 323, зарегистрировано в Минюсте РФ 16.03.2009 № 13512) определено, что распределение затрат топлива энергетическими котлами между электрической и тепловой энергией, вырабатываемой в комбинированном цикле на ТЭС, в расчетах НУР производится в соответствии с методами, принятыми при составлении государственной статистической отчетности. На данный момент такой формой статотчетности, принимаемой также и ФСТ РФ для подтверждения фактических расходов топлива, является форма 6-ТП "СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ", заполняемая по отдельным станциям.
Материалами дела подтверждается, что необходимая информация ОАО "Волжская ТГК" представлена в Департамент в виде статистической формы № 6-ТП "СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ".
Анализ фактических данных удельного расхода топлива за предшествующие периоды по форме 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции":


Факт 2007
Факт 2008
Факт 2009
ожидаемый 2010
ТЭЦ-1
144,11
146,2
145,3
180,0
ТЭЦ-2
147,4
149,1
147,4
180,1

В расчет затрат на топливо приняты следующие нормативы удельного расхода топлива:
- ТЭЦ-1 - 145,1 кг/Гкал;
- ТЭЦ-2 - 148,8 кг/Гкал;
- ТЭЦ-3 - 162,2 кг/Гкал.
Министерством энергетики РФ утверждены нормативы удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию на 2011 год для Ульяновской ТЭЦ-1, 2, 3 в соответствии с РД 34.08.552-93 (приказ от 04.08.2010 № 350):
ТЭЦ-1 - 179,4 кг/Гкал;
ТЭЦ-2 - 182,1 кг/Гкал;
ТЭЦ-3 - 162,2 кг/Гкал.
Представитель Минэкономики в судебном заседании пояснил, что согласно учетной политике ОАО "Волжская ТГК" с 01.01.2010 перешло на распределение топливных затрат в соответствии с РД 34.08.552-93 "Методические указания по составлению отчета электростанций и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования", утвержденные Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ 01.11.1993. Департаментом проведен анализ фактических данных за предшествующие периоды по форме 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции" (за 2007, 2008, 2009, 2010 года).
В материалы дела Министерством представлены доказательства, подтверждающие, что расходы на топливо, включенные в необходимую валовую выручку ОАО "Волжская ТГК" были определены на основе расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившееся за последние 3 года.
В соответствии с приказом Министерства экономики Ульяновской области от 24.01.2008 № 06-2 "О системе отчетности, представляемой в Министерство экономики Ульяновской области организациями, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов" утвержден Перечень государственной статистической и бухгалтерской отчетности, подлежащей представлению организациями, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).
Представитель Министерства в судебном заседании пояснил, что отчетность, указанная в перечне предоставляется в Министерство экономики Ульяновской области в формате шаблонов по Единой информационно-аналитической системе или бумажном носителе в сроки, установленные законодательством. В целях совершенствования системы регулирования тарифов ФСТ России, а также проведения региональными органами тарифного регулирования самостоятельного анализа информации, направленной в ФСТ России, разработаны модули, в том числе модуль Мониторинг, модуль Контроль (письмо ФСТ России от 19.02.2009 № ДС-910/17 "О использовании модулей ЕИАС ФСТ России в режиме удаленного доступа"). Министерством экономики и планирования Ульяновской области также проводится:
- анализ информации о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива на выработку тепловой энергии по итогам каждого квартала и в целом за год по каждой регулируемой организации. Данная информация за каждый отчетный период в формате мониторинга направляется министерством в ФСТ России по системе ЕИАС в соответствии с запросами;
- анализ фактических показателей затрат по итогам за год по каждой регулируемой организации. Данная информация в формате мониторинга направляется министерством в ФСТ России по системе ЕИАС в соответствии с запросами;

- анализ сведений о полезном отпуск (продаже) тепловой энергии по форме 46-ТЭ. Данная информация ежемесячно 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и 10 февраля за год направляется регулируемыми организациями в ФСТ России по системе ЕИАС (письма ФСТ России от 13.05.2010 № НБ-4086/5, от 26.05.2010 № ДС-4500/17 "О направлении отчетности по Форме 46 и другой отчетности при помощи ЕИАС ФСТ России", от 09.03.11 № ДС-1711/17 "Об утверждении статистического инструментария для организации ФСТ России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики"). Данные предоставляются в соответствии с утвержденными формами предусмотренными Единой информационно-аналитической системой "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования", в электронном виде в формате шаблона (46ТЕ.2011) через систему ЕИАС с использованием юридически значимой электронной цифровой подписи на запрос регулятора - ФСТ России до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и 10 февраля за год. На основании вышеизложенного, в соответствии с установленными сроками по предоставлению информации, специалисты-регуляторы осуществляют анализ деятельности регулируемых организаций с использованием модулей системы ЕИАС, разработанных в целях совершенствования системы регулирования тарифов, а также проведения региональными органами тарифного регулирования

Довод заявителя о необоснованности применения приказа № 66 от 22.03.1999 Госкомстата РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике "Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства" суд считает необоснованным.
В экспертном заключении по экономической обоснованности тарифов на горячее водоснабжение УМУП "Теплоком" на 2011 год имеется ссылка на вышеуказанный приказ. Однако, при установлении тарифа данный приказ по сути не применялся. Доказательства подтверждающее обратное суду не представлены.
Довод заявителя о несоответствии даты изготовления тарифного дела на горячее водоснабжение УМУП "Теплоком" на 2011 год указанной дате суд считает необоснованной, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель в подтверждении изложенного довода не представил доказательств.
Указание УМУП "Городской теплосервис" о том, что оспариваемый Приказ Министерства экономики Ульяновской области № 06-328 от 11.11.2010 был опубликован с нарушением срока, установленного Законом Ульяновской области от 29.11.2005 г. № 136-30 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области", не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно указанным положениям Закона Ульяновской области нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней после дня их подписания. Оспариваемые приказы подписаны 24.11.2011 и 25.11.2011, опубликованы в газете "Ульяновская правда" лишь 16.12.2011, вступили в силу 01.01.2012.
Вместе с тем суд считает, что данное нарушение само по себе не влияет на законность оспариваемых приказов, а касается лишь нарушения срока публикации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС ПО от 07.08.2012 по делу А72-1472/2012.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 г. № 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" и Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010г. № 06-445 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год" являются соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 г. № 06-455 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" на 2011 год" является соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине в размере 6000 рублей и расходы на проведение экспертизы в размере 310 000 руб. возложить на заявителя.
Излишне уплаченные денежные средства на проведение судебной экспертизы в размере 40 000 руб. возвращены ЖСК "Комплекс", что подтверждается платежным поручением № 5130976 от 26.12.2013.
По настоящему делу ЖСК "Комплекс" оплачена госпошлина в размере 12 000 руб. Заявитель обратился с тремя требованиями. Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 6000 руб. подлежит возврату ЖСК "Комплекс" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 г. № 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" и Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 г. № 06-445 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год" соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Признать Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 г. № 06-455 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" на 2011 год" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Возвратить Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек по справке.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном порядке.

Председательствующий
О.А.ЛУБЯНОВА

Судьи
Ю.Г.ПИОТРОВСКАЯ
Е.Е.КАРГИНА


------------------------------------------------------------------