Решение Арбитражного суда Ульяновской обл. от 03.07.2014 по делу N А72-1966/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 19.12.2013 N 06-746 "Об установлении цен в части установления тарифов на электроэнергию на первое полугодие 2014 года>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу № А72-1966/2014

Резолютивная часть решения объявлена 26.06.2014.
В полном объеме решение изготовлено 03.07.2014.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Корастелева В.А., судей Каданцева Ю.А., Тимофеева В.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Герусом А.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" (ОГРН 1107300000312, ИНН 7325095336), г. Ульяновск,
к заинтересованному лицу:
Министерству экономического развития Ульяновской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго",
Федеральная служба по тарифам Российской Федерации,
о признании приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 19.12.2013 № 06-746 (в редакции приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области № 06-59 от 27.03.2014) "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2014 год" несоответствующим федеральному закону РФ от 26.03.2003 № 35-Ф3 "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и недействующим в части установления цен (тарифов) на электрическую энергию для населения на первое полугодие 2014 года,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - Ильина О.А., доверенность б/н от 10.01.2014 сроком до 31.12.2014, паспорт;
Салихова Е.С., доверенность б/н от 10.01.2014 сроком до 31.12.2014, паспорт;
от ответчика - Артемьев Е.В., доверенность № 47 от 14.05.2014 сроком до 31.12.2014, удостоверение,
от ОАО "Ульяновскэнерго" - Петрусева Н.А., доверенность № 962/юр/61 от 03.06.2014 сроком на 1 год, паспорт,
от Федеральной службы по тарифам РФ - не явились, уведомлены,

установил:

Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" (далее по тексту - заявитель, НП СРО "Симбирский дом") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части.
С учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, принятого судом к рассмотрению в порядке ст. 49 АПК РФ, заявитель просит признать приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 19.12.2013 № 06-746 (в редакции приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области № 06-59 от 27.03.2014) "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2014 год" несоответствующим федеральному закону РФ от 26.03.2003 № 35-Ф3 "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и недействующим в части установления цен (тарифов) на электрическую энергию для населения на первое полугодие 2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
На этом основании ходатайство заявителя об уточнении требований удовлетворяется судом.
Определением суда от 14.05.2014 произведена процессуальная замена заинтересованного лица, принявшего оспариваемый приказ - Министерства экономики и планирования Ульяновской области (далее по тексту - Министерство) ввиду его реорганизации, на правопреемника - Министерство экономического развития Ульяновской области.
Судом в порядке ст. 51 АПК РФ определением от 02.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Ульяновскэнерго" и Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.
Согласно ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 25.06.2014 был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 26.06.2014. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в сети Интернет по адресу: www.ulyanovsk.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.
В судебном заседании представители заявителя поддержали уточненные требования НП СРО "Симбирский дом", настаивая на их удовлетворении, ссылаясь на те же доводы, что приведены в поданном в суд заявлении, письменных дополнениях и пояснениях к нему.
Представитель Министерства экономического развития Ульяновской области возражал заявленным требованиям, обосновывая свою позицию теми же аргументами, что приведены в отзыве и дополнении к нему.
Представитель ОАО "Ульяновскэнерго" в судебном заседании поддержал позицию Министерства экономического развития Ульяновской области, возражая заявленным требованиям по доводам своего отзыва.
Федеральная служба по тарифам РФ (далее по тексту - ФСТ России), надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru, явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Отзыва и доказательств не представила.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в нем доказательствам.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив имеющие юридическое значение доводы сторон в соответствии с представленными в дело доказательствами, суд считает требования НП СРО "Симбирский дом" не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 192 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 5 и 6 ст. 194 АПК РФ).
В пунктах 2 и 2.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" № 58 от 30.07.2013 разъяснено, что в силу ст. 29 и ч. 4 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.
Как следует из материалов дела, 19.12.2013 Министерством был принят оспариваемый в настоящем деле приказ № 06-746 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2014 год" (далее - Приказ № 06-746), которым были утверждены тарифы на электроэнергию на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно с учетом календарной разбивки (л.д. 43-47).
Приказ № 06-746 опубликован в газете "Ульяновская правда" № 173 (23.444) от 28.12.2013 (л.д. 36).
Согласно п. 10 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В силу п. 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об электроэнергетике" данный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Таким образом, правоотношения в сфере электроэнергетики подлежат государственному регулированию в соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление № 1178).
Оспариваемые по настоящему делу тарифы используются при расчете платы за потребленную коммунальную услугу, установлены и действуют по отношению к неопределенному кругу лиц, рассчитаны на неоднократное применение.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ Министерства является нормативным правовым актом, а рассмотрение дела об оспаривании данного приказа подведомственно арбитражному суду в силу прямого указания об этом в ФЗ "Об электроэнергетике".
Из дела усматривается, что рассмотрев предписание ФСТ России от 07.03.2014 № 4-1776 (л.д. 63-64), Министерство в целях приведения Приказа № 06-746 в соответствие с действующим законодательством приняло приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27.03.2014 № 06-59 "О внесении изменений в приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 19.12.2013 № 06-746" (л.д. 88-91).
Данным приказом внесены следующие изменения:
1) Ставка одноставочного тарифа, дифференцированного по трем зонам суток, в полупиковой зоне суток установлена в размере, равном ставке одноставочного тарифа (в пп. 1.1.3, 4.1.3, 4.4.3 - изменена с 2,83 на 2,84 руб./кВтч; в пп. 2.3, 4.3.3, 4.5.3 - изменена с 1,98 на 1,99 руб./кВтч).
2) Примечание к утвержденным тарифам приведено в соответствии с приложением № 14 формы принятия решений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э, (исключены примечания, не предусмотренные формой).
НП СРО "Симбирский дом" считает Приказ № 06-746 несоответствующим ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановлению № 1178, имеющим большую юридическую силу, а тарифы, им установленные, незаконными и необоснованными, поскольку размеры тарифов на электроэнергию, установленные на первое полугодие 2014 года, должны быть равны размерам тарифов не электроэнергию, установленным на второе полугодие 2013 года, однако Приказ № 06-746 устанавливает завышенные тарифы на первое полугодие 2014 года, чем нарушается п. 11(1) Постановления № 1178.
Заявитель также указывает, что взимание платы по незаконно установленным тарифам нарушает права и законные интересы исполнителей коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК).
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" саморегулируемая организация имеет право от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения. НП СРО "Симбирский дом" является саморегулируемой организацией, действующей от своего имени и в интересах членов некоммерческого партнерства. Членами НП СРО "Симбирский дом" являются управляющие организации г. Ульяновска и Ульяновской области, осуществляющие управление многоквартирными домами (список членов НП СРО "Симбирский дом" на л.д. 38-39). Также поводом для обращения заявителя в суд послужило обращение к нему одного из членов партнерства за оказанием юридической помощи в проверке законности тарифов, установленных оспариваемым приказом Министерства.
Исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд признает доводы НП СРО "Симбирский дом" об оспаривании нормативного правового акта несостоятельными по следующим основаниям.
Приказом Министерства от 20.11.2012 № 06-499 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к населению категориям потребителей, на территории Ульяновской области на 2013 год" были утверждены тарифы для населения на 2013 год.
В соответствии с данным приказом по состоянию на 31.12.2013 действовали одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, в размере 2,81 руб./кВтч.
Согласно пункту 11(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178, на который ссылается заявитель, регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", имеющим большую юридическую силу, установлено, что предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Также согласно специальным нормам о ценообразовании на розничном рынке в электроэнергетике, установленным пунктами 62 и 63 Постановления № 1178, на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год Федеральная служба по тарифам устанавливает, в том числе, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов).

В соответствии с указанными выше полномочиями приказом ФСТ России от 11.01.2013 № 185-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год" установлены и введены в действие с 01.01.2014 предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам Российской Федерации на 2014 год согласно приложениям № 1 и № 2. Приказ ФСТ России зарегистрирован в Минюсте России 01.11.2013 № 30289.
Для Ульяновской области на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 (первое полугодие 2014 года - оспариваемый заявителем период) данным приказом установлен минимальный уровень тарифа, равный 284 коп./кВтч, максимальный уровень тарифа - 285 коп./кВтч.
Как следует из оспариваемого Приказа № 06-746, Министерство, учитывая необходимость соблюдения минимального уровня тарифов, установленного указанным выше приказом ФСТ России, приняло одноставочный тариф для населения (п. 1.1.1) и для потребителей, приравненных к населению (п. 4.1.1) на первое полугодие 2014 года в размере 2,84 руб./кВтч, то есть на минимальном уровне тарифа, утвержденного приказом ФСТ России от 11.01.2013 № 185-э/1.
В случае установления тарифов для населения на первое полугодие 2014 года на уровне тарифов, действовавших на 31 декабря 2013 года, данные тарифы не соответствовали бы минимальному уровню тарифов на первое полугодие 2014 года, утвержденных ФСТ России, выходили бы за рамки установленных ФСТ России предельных уровней цен (тарифов), что являлось бы нарушением упомянутых выше положений ч. 6 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 63 Постановления № 1178.
Между тем, в силу правоприменительной иерархии Федеральный закон "Об электроэнергетике" имеет большую юридическую силу, чем Постановление № 1178, то есть ст. 23.1 данного закона имеет приоритет перед п. 11(1) Постановления № 1178, который заявитель считает нарушенным со стороны Министерства.
Также в соответствии с правоприменительными принципами специальные нормы имеют приоритет при их конкуренции с общими нормами. Поэтому оспариваемый Приказ № 06-746, соответствующий в оспариваемой части специальному требованию пункта 63 Постановления № 1178, следует признать не противоречащим данному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Проверив также остальные цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к населению категорий потребителей в Ульяновской области, установленные оспариваемым Приказом № 06-746 на первое полугодие 2014 года, суд приходит к выводу, что они также соответствуют требованиям закона, в частности Примечаниям <*> <**> <***> к Приложению № 2, утвержденному Приказом ФСТ России от 11.01.2013 № 185-э/1, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2. Данный факт заявителем не оспаривается.
В соответствии с Положением о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 № 29/478 "О Министерстве экономики Ульяновской области" (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого приказа) Министерство экономики Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим, в том числе, разработку и реализацию социально-экономической политики, регулирование цен и тарифов.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения Министерство реализует на территории Ульяновской области единую государственную политику в сферах разработки и реализации социально-экономической политики, регулирования цен и тарифов, проведения государственных закупок, прогнозирования социально-экономического развития Ульяновской области и определения экономических механизмов и методов государственного воздействия на экономику, а также осуществляет следующие функции, в том числе:
регулирование цен (тарифов);
государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;
Согласно разделу 4 Положения Министерство экономики Ульяновской области принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства в виде приказов и распоряжений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что принятие оспариваемого Приказа № 06-746 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2014 год" отнесено к полномочиям Министерства экономики Ульяновской области.
Суд считает, что вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований, заявленных НП СРО "Симбирский дом".
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины надлежит оставить на заявителе. О наличии иных судебных расходах суду лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Ходатайство заявителя об уточнении требований удовлетворить.
В удовлетворении требований Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" к Министерству экономического развития Ульяновской области о признании Приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 19.12.2013 № 06-746 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к населению категориям потребителей в Ульяновской области на 2014 год" (в редакции Приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области № 06-59 от 27.03.2014) несоответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и недействующим в части установления тарифов на электроэнергию на первое полугодие 2014 года отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий судья
В.А.КОРАСТЕЛЕВ

Судьи
Ю.А.КАДАНЦЕВ
В.В.ТИМОФЕЕВ


------------------------------------------------------------------