Решение Арбитражного суда Ульяновской обл. от 07.04.2014 по делу N А72-12807/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании полностью недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 24.11.2011 N 06-794 и частично недействующим приказа Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2011 N 06-861>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. по делу № А72-12807/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 07.04.2014.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи О.А. Лубяновой, судей М.А. Семеновой, В.А. Корастелева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.Р. Мухаметзяновой,
рассматривает в судебном заседании дело по заявлению
Товарищества собственников жилья "Левобережное", г. Ульяновск,
Жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск,
к Министерству экономики Ульяновской области
о признании нормативного правового акта недействующим с момента принятия (в части),
заинтересованные лица:
- Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания",
- Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком",
- Администрация города Ульяновска,
- Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска,
- Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис",
по делу по заявлению:
Заместителя прокурора Ульяновской области,
к Министерству экономики Ульяновской области,
о признании нормативного правового акта недействующим
заинтересованное лицо:
- Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания",
при участии в заседании:
от ТСЖ "Левобережное" - не явились, извещены, заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей,
от Прокуратуры Ульяновской области - Саликова И.Н., помощник прокурора, удостоверение,
от ЖСК "Комплекс" - Павлов В.А., председатель, протокол заседания правления от 31.03.2013, паспорт, Анисимова Л.И., доверенность от 09.01.2014, паспорт,
от Министерства экономики Ульяновской области - Артемьев Е.В., доверенность от 09.01.2014, паспорт; Низаметдинова Т.Х., доверенность от 04.02.2014, паспорт,
от ОАО "Волжская ТГК" - до перерыва - Форостяная И.В., доверенность от 04.06.2013, паспорт, Новиков Н.М., доверенность от 06.05.2013, паспорт,
от УМУП "Теплоком" - Фролов А.В., доверенность от 09.01.2014, паспорт;
от Администрации города Ульяновска - Беляков В.В., доверенность от 16.07.2013, удостоверение,
от КУГИЗ администрации города Ульяновска - не явились, извещены; от УФАС по Ульяновской области - не явились, извещены,
от УМУП "Городской теплосервис" - не явились, извещены,

установил:

Товарищество собственников жилья "Левобережное" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству экономики Ульяновской области о признании недействующим с момента принятия приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2011 № 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" (в части):

N
п/п

Тариф на тепловую энергию
горячая вода
на период с 01.01.2012 по 30.06.2012
на период с 01.07.2012 по 31.08.2012
на период с 01.09.2012 по 31.12.2012
1.
Потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии по
сетям следующих теплосетевых организаций:

Население (тарифы указываются с учетом НДС) <*>

одноставочный,
руб./Гкал:



1)
через
тепловые сети
УМУП "Теплоком"
1 196,91
1241,48
1241,48

Определением от 21.12.2012 суд принял указанное заявление к производству, делу присвоен № А72-12807/2012.
29.12.2012 заместитель прокурора Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству экономики Ульяновской области о признании приказа Министерства экономики Ульяновской области от 24.11.2011 № 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям на 2012 год" недействующим и несоответствующим ст. ст. 3, 5, 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", п. п. 29.5, 36, 72, 72.1, 72.4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Закону Ульяновской области от 29.11.2005 № 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области".
Определением от 15.01.2013 суд принял указанное заявление к производству, делу присвоен № А72-13499/2012.
Определением от 20.02.2013 суд объединил дела № А72-13499/2012 и № А72- 12807/2012 в одно производство, объединенному делу присвоен № А72-12807/2012.
Определением от 13.06.2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис".
17.06.2013 суд удовлетворил ходатайство ЖСК "Комплекс" о вступлении в дело в качестве соистца по оспариванию обоих вышеуказанных приказов.
Определением от 02.07.2013 суд назначил судебную экспертизу, поручив ее проведение Специализированному частному учреждению "Ростовский центр судебных экспертиз".
Определением от 22.10.2013 суд продлил срок проведения экспертизы.
20.12.2013 Специализированное частное учреждение "Ростовский центр судебных экспертиз" представило в арбитражный суд заключение о результатах экспертизы № 0653/Э от 06.12.2013.
14.01.2014 судом вынесено определение о возобновлении производства по делу.
Из материалов дела следует: 24.11.2011 Минэкономики Ульяновской области принят приказ № 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год". Указанным приказом установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом ОАО "Волжская ТГК") потребителям муниципального образования "город Ульяновск", согласно приложению. Тарифы установлены на период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно.
Приказ опубликован в газете "Ульяновская правда" № 142(23.119) от 16.12.2011.
25.11.2011 Минэкономики Ульяновской области принят приказ № 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год", которым установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом ОАО "Волжская ТГК") потребителям муниципального образования "город Ульяновск", согласно приложению. Тарифы установлены на период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно.
Приказ опубликован в газете "Ульяновская правда" № 142(23.119) от 16.12.2011.
ТСЖ "Левобережное" в заявлении указало, что действующим законодательством не предусмотрено принятие "конечного тарифа" на тепловую энергию. Конечные тарифы являются экономически необоснованными и противоречит приказу ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке". Приказ принят с нарушением Закона Ульяновской области от 29.11.2005 № 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области".
Прокуратура Ульяновской области просит требования удовлетворить. Теплоснабжение потребителей г. Ульяновска осуществляется Ульяновским филиалом ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" от ТЭЦ-1, 2, 3 через две обособленные тепловые сети в правобережной и левобережной частях города. Установив для теплоснабжающей организации тариф "усредненный" по источниками теплоснабжения, Министерство фактически переложило затраты потребителей Заволжского района г. Ульяновска, связанные с приобретением тепловой энергии, на потребителей Засвияжского, Ленинского и Железнодорожного районов г. Ульяновска, поскольку согласно экспертному заключению Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства от 22.11.2011 тариф на тепловую энергию в горячей воде для ТЭЦ-2 составляет 593 руб/Гкал, а для ТЭЦ-1 - 520,87 руб/Гкал. Приказ № 06-794 от 24.11.2011 не соответствует требованиям "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
ЖСК "Комплекс" поддерживает заявленные требования. Приказы Министерства экономики Ульяновской области № 06-861 от 25.11.2011 и № 06-794 от 24.11.2011 противоречат требованиям "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Закону Ульяновской области от 29.11.2005 № 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области".
Минэкономики Ульяновской области требования не признает, считает приказы законными и обоснованными.
ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" просит требования оставить без удовлетворения.
УМУП "Теплоком" решение оставляет на усмотрение суда.
Администрация города Ульяновска считает, что требования подлежат удовлетворению.
Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
В данном случае суд считает, что оспариваемые приказы устанавливают размер и срок действия тарифов на тепловую энергию. Действие приказов распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, то есть действует в течение определенного периода времени и независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, следовательно оспариваемые приказы являются нормативными правовыми актами и относятся к сфере экономической деятельности, в связи с чем рассмотрение настоящего спора находится в компетенции арбитражного суда.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (п. 5.1 введен Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ);
6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, а именно:
1) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
2) метод индексации установленных тарифов;
3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала;
4) метод сравнения аналогов.
На основании статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что Ульяновский филиал ОАО "Волжская ТГК" осуществляет теплоснабжение города Ульяновска тремя источниками: правобережной части города (Засвияжский, Ленинский и Железнодорожные районы) - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, левобережной части (Заволжский район) - ТЭЦ-2.
ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 работают в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а ТЭЦ-3 в режиме котельной (в отопительный период). В летний период в правобережной части города горячее водоснабжение осуществляется от ТЭЦ-1. Система теплоснабжения работает по открытой схеме, с непосредственным водоразбором из тепловой сети. Сети, проложенные в правобережной части Ульяновска, соединены перемычками.
Охват теплоснабжением в Ульяновске от теплоисточников ОАО "Волжская ТГК" составляет 77% от общего теплоснабжения в городе.
ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 работают на единый контур, обеспечивая теплоэнергией потребителей Засвияжского, Ленинского и Засвияжского районов, ТЭЦ-2 обеспечивает теплоэнергией потребителей Заволжского района.
С 01.01.2012 УМУП "Теплоком" фактически является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающей организации ОАО "Волжская ТГК". Поставка и реализация тепловой энергии, теплоносителя потребителям осуществляет ОАО "Волжская ТГК".
Приказом Минэкономики Ульяновской области № 06-794 от 24.11.2011 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" были установлены тарифы для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии по сетям обособленного подразделения Производственное предприятие "Территориальное управление по теплоснабжению в г. Ульяновск" Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" (далее - ТУ ТС). В рамках одной категории потребителей тариф установлен на едином уровне.
25.11.2011 Минэкономики Ульяновской области принят приказ № 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год", которым установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом ОАО "Волжская ТГК") потребителям муниципального образования "город Ульяновск". "Конечный" тариф включает в себя затраты на производство и передачу тепловой энергии по сетям ОАО "Волжская ТГК", а также затраты на передачу тепловой энергии иными теплоснабжающими организациями.
Суд считает, что в данном случае принятие Министерством экономики Ульяновской области приказа № 06-861 от 25.11.2011 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" не противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 "О теплоснабжении", установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей.
Учитывая отсутствие в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2) возможности дифференциации тарифа на передачу тепловой энергии, суд считает, что Министерство правомерно при принятии оспариваемого приказа от 24.11.2011 № 06-794 исходило из понятия общей тепловой сети как сети, принадлежащей (находящейся в пользовании) одной теплоснабжающей организации, а не как технологически единой системы.
Оспариваемые приказы не устанавливают обязанностей исполнителей коммунальных услуг самостоятельно определять размер тарифа на горячее водоснабжение.
Из материалов дела следует, что оспариваемые тарифы установлены с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 31 Основ ценообразования в отношении электрической энергии и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (действующее на дату принятия оспариваемых приказов), при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Согласно приказу Министерства энергетики РФ от 04.08.2010 № 350 "Об утверждении нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных на 2011 год" нормативы условного топлива на производство тепловой энергии составляют:
по Ульяновской ТЭЦ -1 - 179,4 кг у.т/Гкал
по Ульяновской ТЭЦ-2 - 182,1 кг у.т/Гкал
Представитель Минэкономики в судебном заседании пояснил, что согласно учетной политике ОАО "Волжская ТГК" с 01.01.2010 перешло на распределение топливных затрат в соответствии с РД 34.08.552-93 "Методические указания по составлению отчета электростанций и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования", утвержденные Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ 01.11.1993. В связи с тем, что ФСТ России при утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, не учтены нормативы удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию утвержденные Министерством энергетики РФ и рассчитанные в соответствии с РД 34.08.552-93 "Методические указания по составлению отчета электростанций и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловой экономичности оборудования", утвержденные Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ 01.11.1993, Департаментом проведен анализ фактических данных за предшествующие периоды по форме 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции" (за 2008, 2009, 2010 года) и в расчет затрат на 2012 год на топливо были приняты нормативы удельного расхода топлива на уровне, учтенных при установлении тарифов на 2011 год: средневзвешенный удельный расход топлива на отпущенную Гкал составляет 149,42 кг/Гкал, в том числе:
- ТЭЦ-1 - 145,09 кг/Гкал;
- ТЭЦ-2 - 148,83 кг/Гкал;
- ТЭЦ-3 - 162,2 кг/Гкал.
Суд считает необходимым обратить внимание, что в судебной экспертизе эксперт при ответе на седьмой вопрос указал, что при расчете и обоснования тарифа использовались фактические показатели за предшествующий период по расходу топлива.
Исходя из того, что нормативы потерь на 2012 год не были утверждены Министерством энергетики РФ на момент принятия тарифов, а также учитывая тот факт, что в качестве производственной программы на 2012 год принята производственная программа 2011 года и Департаментом проведен анализ фактических данных за предшествующие периоды по форме 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции" (за 2008, 2009, 2010 года, 6 месяцев 2011 года), суд считает, что Министерством правомерно были приняты потери тепловой энергии на 2012 год на уровне 2011 года в размере 484,0 тыс. Гкал.
В материалы дела Министерством представлены доказательства, подтверждающие, что расходы на топливо, включенные в необходимую валовую выручку ОАО "Волжская ТГК" были определены на основе расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившееся за последние 3 года (том 7 л.д. 17-20, 97-98).
Кроме того, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.12.2011 № 579 "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населению 500 тысяч человек и более, на 2012" утверждены нормативы технологических потерь в размере 487237 Гкал (норматив утвержден в большем размере по сравнению с тем, что был применен при установлении оспариваемых тарифов).
Пунктом 10 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно пункту 12 вышеуказанных Правил регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса.
Согласно пункта 17 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.

На основании пункта 18 Правил в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В силу пункта 19 Правил расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
В пункте 22 Правил установлено, что расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе в том числе:
1) нормативов удельного расхода топлива (за исключением ядерного), дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
2) цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 настоящего документа;
3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;
4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Волжская ТГК" для установления тарифа были представлены документы, предусмотренные пунктом 10 Правил. Какие-либо основания сомневаться в достоверности представленных сведений и проводить проверку их достоверности, реализуя право запрашивать дополнительные материалы, у Министерства не имелось.
Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.
Заявители не представили суду ни одного доказательства, не указали факты, подтверждающие недостоверность сведений, представленных Министерству для установления оспариваемых тарифов.
В пункте 1 раздела 1.3 экспертного заключения указано, что эксперты исходили из того, что представленная информация является достоверной. Таким образом, оценка достоверности в экспертном заключении дана, а положения пункта 17 Правил выполнены.
Указание в пункте 2 раздела 1.3 экспертного заключения на тот факт, что ответственность за достоверность предоставленных документов несет регулируемая организация также соответствует действующему законодательству. Так, частью 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
В целях исполнения подпункта 3 п. 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации при установлении оспариваемых тарифов Минэкономикой фактически проводился анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, что подтверждается материалами дела (том 7 л.д. 17-20, 97-98). Итоги анализа основных технико-экономических показателей 22 ноября 2011 года направлялись экспертами директору департамента по регулированию цен и тарифов Министерства одновременно с экспертным заключением по экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" на территории Ульяновской области на 2012 год для его итогового согласования.

Пунктом 26 "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, установлено, что при определении расходов на проведение ремонтных работ учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой по тарифам;
2) цены, указанные в пункте 36 настоящего документа;
3) программы проведения ремонтных работ, обеспечивающих надежное и безопасное функционирование производственно-технических объектов и предотвращение аварийных ситуаций, утвержденные в установленном порядке.
Согласно пункту 36 указанных Правил при определении расходов, указанных в пунктах 22 - 26 и 29 настоящего документа, регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что при установлении оспариваемых тарифов экспертами на ремонт ТЭЦ Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК приняты затраты в размере 146 068 тыс. рублей (затраты относимые на себестоимость производства тепловой энергии). Указанные затраты являются составными и включают в том числе:
1. По статье "Сырье, вспомогательные материалы" затраты на сырье и вспомогательные материалы (с учетом материалов на ремонт) приняты Департаментом в сумме 73 157 тыс. руб. На ремонт приняты расходы в размере 36 901 тыс. рублей (100% от уровня 2011 года).
2. По статье "Работы и услуги производственного характера" в соответствии с п. 12 Методических указаний № 20-э/2 расчет расходов на вспомогательные материалы и на работы и услуги производственного характера производится исходя из действующих норм и прогнозируемых на период регулирования цен на них, а также исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ. Услуги производственного характера Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" планировались на 2012 год в размере 198 900 тыс. руб., что составляет 206,3 % от уровня, утвержденного на 2011 год. Из них 175 663 тыс. руб. составляют затраты на ремонт. По итогам проведенного экспертами анализа, затраты на услуги по ремонту ТЭС Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК", отнесенные на производство тепловой энергии, приняты в сумме 84 506 тыс. руб.
Материалами дела подтверждается, что затраты на ремонт ТЭЦ Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" учтены один раз.
В заключении о результатах судебной экспертизы № 06653/э от 06.12.2013 отсутствуют выводы эксперта о том, что затраты на ремонт ТЭЦ Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" учтены дважды.
Доказательства подтверждающее обратное суду не представлены.
Суд обращает внимание, что в Заключении о результатах судебной экспертизы эксперт делает выводы, что экономически обоснованными затраты ОАО "Волжская ТГК" являются намного больше, чем приняты Министерством при установлении тарифа (ответ на вопросы № 1 - 3).
При установлении оспариваемых тарифов Минэкономикой Ульяновской области затраты ОАО "Волжская ТГК" на 2012 год приняты 2 616 428 тыс. руб.
При проведении судебной экспертизы экспертом был сделан следующий вывод: затраты ОАО "Волжская ТГК" являются экономически обоснованными при установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2012 год в размере 2 720 0079 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают регулируемые тарифы (цены) тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.
Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные уровни регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, а также предложений и материалов, указанных в пунктах 9 - 11 настоящих Правил.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 242-э/7 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год. В соответствии с указанным приказом в 2012 году регулируемые тарифы на тепловую энергию индексировались дважды: на 6,0 % с 1.07.2012 и еще на 5,6 % с 01.09.2012 г.
Предельный рост тарифов на тепловую энергию для Ульяновской области (декабрь 2012 к декабрю 2011 года) составляет 11,9% (в среднем по России -12,4%).
С учетом прогнозного роста тарифов Правительством Российской Федерации определен предельный совокупный рост размера платы граждан за коммунальные услуги: для граждан, проживающих в домах с индивидуальным газовым отоплением в размере 15,0%, для остальных 12,0%.
Предельный индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги в Ульяновской области установлен Приказом Министерства экономики области от 06.10.2011 № 06-513 для муниципальных образований области несколько ниже, чем это было рекомендовано федеральным центром: с индивидуальным газовым отоплением в размере 14,0%, для остальных 12,0%.
Таким образом, в случае, принятия Министерством расходов ОАО "Волжская ТГК" в размере 2 720 0079 тыс. рублей произошло бы превышение размера платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является принцип соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Суд считает, что при установлении оспариваемых тарифов указанный принцип был соблюден.
В условиях ограничения роста размера платы за коммунальные услуги защита интересов ОАО "Волжская ТГК" обеспечивается положениями пункта 10 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, согласно которому если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Согласно п. 32 действовавших Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.
В данном случае в состав прибыли от производства тепловой энергии включены расходы на социальное развитие, поощрения, социальные выплаты и компенсации, дивиденды и прибыль на прочие цели (% за пользование кредитом, услуги банка, прочие), а также налог на прибыль.
На основании отчета о движении денежных средств на 2011 год, справки по фактически начисленным процентам за кредит за 2011 год, Минэкономикой приняты расходы на выплату процентов за кредит в сумме 11030 тыс. руб., рассчитанной от утвержденного уровня 2011 года с индексом 100%.
В судебной экспертизе эксперт сделал вывод, что "расчет процентов за кредит произведен в соответствии с потребностью предприятия в кредитных ресурсах на основании отчета о движении денежных средств на 2011 год, при этом эксперт считает достаточными расходы на выплату процентов за кредит в сумме 11 593 тыс. рублей" (том 5 л.д. 90).
Доказательства необоснованного включения в указанную статью расходов суду не представлены.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что затраты на обслуживание привлеченного и заемного капитала Министерством экономики Ульяновской области учтены при расчете оспариваемых тарифов обоснованно и правомерно.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно указанным положениям Закона Ульяновской области нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней после дня их подписания. Оспариваемые приказы подписаны 24.11.2011 и 25.11.2011, опубликованы в газете "Ульяновская правда" лишь 16.12.2011, вступили в силу 01.01.2012.
Вместе с тем суд считает, что данное нарушение само по себе не влияет на законность оспариваемых приказов, а касается лишь нарушения срока публикации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС ПО от 07.08.2012 по делу А72-1472/2012.
Протоколы заседаний правления представлены в материалы дела. Суд считает, что протоколы не противоречат нормам действующего законодательства.
Ссылку ЖСК "Комплекс" на заключение экспертов № 019/035-2013 по делу № А72-588/2013 суд считает необоснованной, поскольку данное экспертное заключение касается иного тарифа.
Довод ТСЖ "Левобережное", касающийся заключения и расторжения договоров между ОАО "Волжская ТГК" и УМУП "Теплоком", а так же отсутствия заключенного договора между ОАО "Волжская ТГК" и ТСЖ "Левобережное" не является основанием для признания оспариваемых приказов недействующими.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приказ Министерства экономики Ульяновской области от 24.11.2011 № 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям на 2012 год" и приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2011 № 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" в части установления для населения тарифа на тепловую энергию, поставляемый через тепловые сети УМУП "Теплоком", соответствуют Федеральному закону РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, "Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, Закону Ульяновской области от 29.11.2005 № 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области".
Суд заявленные требования оставляет без удовлетворения.
Согласно статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителей, включая расходы на проведение экспертизы (380 407,50 руб). При подаче заявления в суд ТСЖ "Левобережное" оплачена госпошлина в размере 2 000 рублей, обратился с одним требованием. ЖСК "Комплекс" госпошлину не оплачивал, обратился в суд с двумя требованиями. Прокуратура от уплаты госпошлины освобождена. Суд считает необходимым взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей. Товариществу собственников жилья "Левобережное" возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Так для оплаты экспертизы ТСЖ "Левобережное" было уплачено 137 000 руб, ЖСК "Комплекс" 274 000 рублей. Денежные средства в размере 30 592,50 руб излишне уплаченные и подлежат возврату с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области следующим образом: ТСЖ "Левобережное" в размере 10 197(десять тысяч сто девяносто семь) руб 50 коп; ЖСК "Комплекс" в размере 20 395 (двадцать тысяч триста девяносто пять) рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать приказ Министерства экономики Ульяновской области от 24.11.2011 № 06-794 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям на 2012 год" соответствующим статьям 3, 5, 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 29.5, 36, 72, 72.1, 72.4 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Закону Ульяновской области от 29.11.2005 № 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области".
Признать приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2011 № 06-861 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (Ульяновским филиалом Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания") потребителям, на 2012 год" в части установления для населения тарифа на тепловую энергию, поставляемый через тепловые сети УМУП "Теплоком" соответствующим "Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Федеральному закону РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Закону Ульяновской области от 29.11.2005 № 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области", "Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Комплекс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Левобережное" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей 00 копеек по справке.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном порядке.

Председательствующий
О.А.ЛУБЯНОВА

Судьи
М.А.СЕМЕНОВА
В.А.КОРАСТЕЛЕВ


------------------------------------------------------------------